Loading...

Топ- 5 ошибок в файле, который приносит клиент

Печать любой полиграфии или широкоформатной продукции невозможна без макета. Как и изготовление всяких рекламных штук, вроде гравированных табличек. Нет макета — нет работы. Под макетом мы понимаем файл, который скармливаем печатной машине или станку с ЧПУ, а станки или машины уже печатают, режут, выжигают то, что в этом макете есть. Визитки, бланки, баннеры, буквы, завитушки, номерки. Ну, вы понимаете.

Для того чтобы результат был идеальным и соответствовал пожеланиям клиента, макет должен быть правильно подготовлен. Мы даже составили у себя в типографии целый свод Правил подготовки макетов для самых разных работ: от цифровой печати до лазерной и фрезерной резки. И если файл в точности соответствует этим правилам, мы гарантируем качественный результат. 

Но в большинстве случаев нам приносят макеты с ошибками. Некоторые ошибки мы исправляем сами (а подготовка макета к печати в типографии — вещь платная), некоторые макеты возвращаем клиентам на доработку. Но всё равно, из раза в раз, повторяются одни и те же ошибки в макетах. Вот про них и поговорим.

Ошибка первая и самая частая: формат файла

Самая великая ошибка — это то, что клиент не всегда понимает, что такое макет. Он считает, что макет — это всё, что отдаленно напоминает готовый продукт. 

В уже упомянутых Правилах подготовки макетов к печати мы черным по белому написали все возможные форматы файлов, которые принимаются в работу. Но и с этим тоже бывают проблемы и ошибки. 

Вот что любят, и с удовольствием принимают наши дизайнеры:

  • PDF
  • EPS
  • PSD (Adobe Photoshop)
  • TIFF (без альфа-каналов, слоев, путей, недопустима любая компрессия)
  • AI (Adobe Illustrator)
  • INDD (Adobe Indesign)
  • CDR (CorelDraw)
  • DWG, DXF (Автокад для чертежей и схем)

Правильно приготовленный в этих программах, с этими расширениями, файл может считаться макетом. 

Популярный формат цифровой фотографии JPG мы иногда принимаем, иногда нет: всё зависит от его размера (веса) и типа работ. Если вы хотите, например, нанести на майку фото своего котика, и приносите для этого профессиональную фотографию в формате JPG весом в несколько мегабайт — пожалуйста. Если вы хотите напечатать баннер по фото из интернета, весом в 30 килобайт — нет. 

Однако клиент может посчитать макетом и вот такие вещи (нам реально приносили такие файлы, и дизайнеры рыдали горючими слезами):

  • Рисунки на бумаге ручкой или карандашом, эскизы и наброски. Такие штуки мы можем, конечно, принять в работу, если клиент готов оплатить труд дизайнера по отрисовке и созданию настоящего макета.
  • Фотографии объекта. Если вы сфотографируете понравившуюся вам папку или настольный календарик, мы всё равно должны будем создавать макет. за ваши, разумеется, деньги.
  • Фотография формата JPG, вставленная в файл Корела или Иллюстратора. Теоретически мы можем запустить печать с такого файла. Но в 99% случаев клиенту результат не понравится.
  • Файлы MS Word и MS Excel со вставленными в них картинками. И даже с рисунками, созданными в этих программах. (однажды автор статьи, работая дизайнером, получил файл с дизайном уличного указателя в Экселе, нарисованный умельцем с помощью раскрашенных ячеек).   
  • Чертежи на бумаге, даже профессионально выполненные. Это тоже не макет, потому что его всё равно придется переводить в электронный формат — отрисовывать и вычерчивать заново. 

Как избежать такой ошибки, и правильно подготовить макет к печати? Всё очень просто: перед тем, как что-то делать, позвоните в типографию. менеджер или даже сам дизайнер вам всё подробно расскажет, покажет те самые требования. И макет, который вы принесете нам, не придется переделывать и подгонять под требования. 

Ошибка вторая: не тот цвет

Вторая распространенная ошибка — несовпадение цвета и цветовой модели. Дизайнер клиента рисует картинку или чертит чертеж на своем компьютере, показывает картинку на экране боссу. Тому нравится цвет, и он требует, чтобы при печати получился точно такой же оттенок. Мы запускаем печать с макета — а цвет на печати получается не тот, что босс увидел на своем компьютере. Скандал и трагедия. 

Всё дело в том, что между цветом на мониторе и цветом на печати есть существенная разница. Более того, на двух разных мониторах вы увидите два разных оттенка цвета: где-то ярче, где-то тусклее. 

Почему так происходит, мы уже тоже рассказывали в большой подробной статье про разницу цветов. Если вкратце — монитор использует цветовую схему RGB, и вы видите прямой свет. Цвета при этом более яркие, более насыщенные. На печати используется другая схема — CMYK, и мы видим отраженный от материала свет. Цвета получаются «глуше», чуть тусклее. 

Что делать, чтобы точно попадать в цвет? Если же вы точно не знаете номер цвета, но вот этот желтенький вам очень нравится — перед тем, как отдавать макет в печать, закажите цветопробу. Вам напечатают целую гамму желтых оттенков со значениями по схеме CMYK (как на рисунке выше). Вы выберете тот, что вам милее, и в макете для печати используете именно его цветовые данные. 

Кстати, о цветопробе: ее нужно делать именно на том оборудовании и на том же материале, на котором предполагается печатать весь тираж. Потому что у разных машин тоже разные цветовые профили и они могут печатать по-разному. 

Часто случается так, что дизайнер заказчика делает всё правильно: указывает номера цветов, но забывает перевести файл из модели RGB (предназначенной для показа на экране) в модель CMYK (для печати). При простой конвертации цвет тоже может измениться. Это тоже очень частая ошибка в подготовке макетов.

Ошибка третья: вылеты и отступы

Про вылеты уже было сказано столько всего, что мы даже писали специальную статью про них. И всё равно, файлы без вылетов или с неправильно подготовленными вылетами — это частый «косяк» в клиентских макетах. 

Если кратко, вылет — это запас печатного поля за линией обреза.  Обычно оно выходит за необходимые размеры на несколько (от 2 до 5) миллиметров. Это может быть какой-то сплошной цвет или фоновый рисунок. Например, если визитная карточка имеет стандартные размеры 90 × 50 мм., то в макете с вылетами она должна быть 96 × 56. Резаться визитка будет в нужный размер, а вот вылеты — это запас и страховка от случайного брака.

Точно так же вылеты нужны на баннерах для того, чтобы подшить или завернуть баннер за конструкцию. И на иллюстрациях в печатные издания, которые планируется резать «в край» вылеты тоже важны. 

Отступы — тоже частая боль дизайнеров типографии. Это необходимая вещь, особенно при печати многостраничных изданий: каталогов, брошюр, книг и методичек. Часто верстальщик клиента просто забывает о том, что какая-то часть листа пойдет на переплёт, и забывает оставить под него пустое пространство. Если его не оставить, получится «зажёванный» в переплет текст или картинка. Такие же отступы нужны под переплет на пружине, например, для блокнотов или календарей. Делать их надо тоже с запасом, особенно для центральных страниц.

Вообще-то, мы давно уже приготовили для наших заказчиков готовые шаблоны стандартных полиграфических изделий. В которых уже учтены вылеты, отступы и показаны безопасные зоны для размещения информации. Вот так, например, как на рисунке ниже, выглядит одна из сторон шаблона карманного календарика.

Дизайнеры Процвета отчаянно рекомендуют любимым заказчикам использовать эти шаблоны при подготовке макетов. Или хотя бы внимательно изучить образцы, а уж потом создавать. Как вариант — пользоваться нашими онлайн-конструкторами полиграфии: там всё уже учтено. 

Ошибка четвертая: не тот размер

Очень часто при разработке дизайна рекламы дизайнер клиента рисует всё в масштабе, или умещает на стандартный лист А4. Клиент несёт такой файл в типографию. Но размеры в таком макете не соответствует размерам готового изделия. Например, клиент приносит макет на печать, сделанный в формате А6, а сам заказ оформляет на печать формата А5. Такой файл приходится переделывать. 

Часто приносят макеты, сделанные в PowerPoint и сохраненные в PDF. В целом такой файл годится для печати, но размер макета сделан «под экран», так как это приложение для создания электронных презентаций, а печатать надо формат А4 или брошюру А3. В таком файле нет ни вылетов, ни отступов. Тоже надо адаптировать и переделывать под размер.

Иногда приходят файлы в масштабе. 1:10 или даже 1:100. что делать с такими файлами — мы не знаем. Печатать клиенту микробуклеты, или всё-таки требовать с него деньги за адаптацию и изменение размера?

Ошибка пятая, шестая…десятая

Писать о макетах с ошибками можно много и долго. Поэтому в пятом пункте мы просто собрали крики души наших дизайнеров на эту тему. Это не самые частые, но всё же регулярно появляющиеся «косяки» в файлах. 

— В макетах, которые приходят в Иллюстраторе, не встроены или не прикреплены изображения. 

— Нерастрированные эффекты в векторных файлах (тень, градиент, прозрачность, линза и т.п.).

— Низкое разрешение растровых изображений в макете

— Шрифты в макете не переведены в кривые. Из-за этого тексты и надписи «съезжают» со своих мест или вовсе не пропечатываются. 

— Попадается совсем непредсказуемые вещи: например, видимые направляющие линии на печатном слое. Или, например, текстовые комментарии к макету и какая-то дополнительная разметка, вроде линий сгиба прямо на печатном поле. 

— В макетах для резки линии, по которым должно всё резаться, оставляют на печатном слое. Хотя по правилам, они должны быть расположены в файле на отдельном слое с черной линией толщиной hairline.

Это, конечно, не все ошибки, которые мы встречаем в макетах, но наиболее частые и повторяющиеся. Поэтому хочется обратиться к нашим любимым клиентам:

Дорогие наши! 

Пожалуйста, проверяйте файлы дважды или трижды на соответствие требованиям. Неподготовленный файл съедает время и нервы дизайнера, а самое главное — он съедает ваши время и деньги. Ведь любая корректировка макета стоит денег, и занимает время. Пожалуйста, будьте внимательны!

Ваш Процвет.

Упоминаемая продукция